RSS

Разъяснение положений Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

24.12.2012

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон) не только определил правовые и органищзационно-правовые основы противодействия экстремизму, но и установил ответственность за его осуществление. Признание информационных материалов экстремистскими - один из наиболее важных аспектов борьбы с распространением идей межнациональной и конфессиональной ненависти и вражды.

Статьей 13 настоящего Закона прокурору даны полномочия по обращению в суд о признании информационных материалов экстремистскими.

Положения ст. 13, введенные Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24.07.2007 №211-ФЗ, понимаются практически однозначно, за исключением внесенных дополнений в ее вторую часть, которая говорит о том, что информационные материалы могут признаваться экстремистскими при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Однако, при отсутствии установленного и прописанного законодателем порядка выхода в суд пока не представляется каким образом, на какой стадии производства, каким процессуальным лицом (прокурором, судьей или кем-то другим) признание информационных материалов экстремистскими может осуществляться при указанных обстоятельствах.

Вместе с тем, статья 13 Закона: 
- содержит запретительную норму на распространение экстремистских материалов, а также на их производство или хранение в целях распространения; 
- указывает на то, что «информационные материалы признаются экстремистскими только федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов»; 
- разъясняет, что одновременно с принятием решения о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение о их конфискации; а также о том, что копия вступившего в законную силу судебного решения по данному вопросу направляется судьей в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции, а именно в Министерство юстиции Российской Федерации, который включает их в Федеральный список экстремистских материалов.

Статья 1 Закона дает определение понятиям «экстремизма (экстремистской деятельности)», «экстремистской организации» и «экстремистским материалам».

Как правило, рассматривая вопрос о признании материала экстремистским, необходимо руководствоваться основными понятиями, изложенными в частях 1 и 3 данной статьи 1 Закона.

Часть 1 содержит определение «экстремизма (экстремистской деятельности)», раскрывая его через 13 признаков. 
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 
- публичное оправдание терроризма и иной террористической деятельности; 
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающеие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы ( например А. Гитлер «Моя борьба», Г. Гимлер «Эсэсовцы и вопрос крови», Б. Муссолини «Доктрина фашизма»).

Из этого следует, что информационный материал, содержащий признаки, перечисленные в ч. 1 статьи 1 Закона, например, возбуждение межнациональной розни, вражды, при отсутствии в его тексте призывов к осуществлению этой деятельности (то есть призыв к возбуждению межнациональной вражды), не может быть признан экстремистским.

Принимая во внимание, что данное направление деятельности находится на постоянном контроле и в целях пресечения экстремизма, межрайонная прокуратура призывает по всем фактам экстремистской деятельности обращаться в Солнцевскую межрайонную прокуратуру г. Москвы по адресу: 119618, г. Москва, ул. 50 лет Октября, дом 6, корпус 1 для принятия мер прокурорского реагирования.

Старший помощник прокурора И.А. Мерзликина
Помощник прокурора С.А. Сафонов

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати