RSS

Обнаружена неизвестная ранее пьеса Дмитрия Шостаковича

13:54 25.09.2017

«Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта был найден в хранящемся в Государственном архиве столицы личном фонде народного артиста РСФСР Вадима Борисовского.

По сообщению пресс-службы Главного архивного управления города Москвы, исключительная ценность автографа пьесы «Экспромт» для изучения композиторского феномена Шостаковича и истории отечественного музыкального искусства в целом, представляется несомненной. Подлинность и уникальность рукописи подтверждены заключениями экспертов Российского института истории искусств и Архива Д.Д. Шостаковича Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Автограф состоит из 2-х разрозненных листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон. На одном листе выписана партитура альта, а на другом – партитура сочинения. Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград). Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись: «Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград». По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Михайлович Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова. Обстоятельства первой встречи Шостаковича с Рывкиным и причины, по которым подаренная Рывкину пьеса «Экспромт» в результате попала к другому альтисту, Вадиму Борисовскому, пока неизвестны и требуют отдельного изучения. Однако, согласно дарственной надписи уже можно утверждать, что знакомство композитора с альтистом, ознаменовавшееся новым опусом, произошло 2 мая 1931 года, в день сочинения и дарения.

По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись. Текст в автографе представлен характерной для Шостаковича «скорописью». В партитуре композитор пользуется знаками повторов в аккомпанементе, а в нижней части листа, из-за нехватки места, сокращает партию фортепиано до одной строки. Однако нотный текст пьесы полностью читается, а в концерте – легко реконструируется, и может быть исполнен. Миниатюра снабжена номером опуса - свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д.Д. Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник). Впоследствии опусный номер 33 Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой…).

Внимания заслуживает и тот факт, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у гениальной Альтовой сонаты был тембровый предшественник.

На основании предоставленного специалистами заключения, Центральная экспертная комиссия Главархива Москвы включила нотный автограф Д. Д. Шостаковича - пьесу для альта и фортепиано «Экспромт» - в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы. Он размещен на официальном сайте Мэра Москвы на карточке Главного архивного управления города Москвы в разделе «Документы».

Фото: Главное архивное управление города Москвы

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати